Объединение «Алгоритм»
Практика работы объединений информационно-технического направления показывает, что многие школьники уже к окончанию начального звена становятся уверенными пользователями персонального компьютера, осваивают основы работы в операционных системах и офисных приложениях. У них возникает интерес к углубленному изучению информатики и занятию программированием.
В то же время ФГОС предусматривает развитие алгоритмического мышления и навыков работы с алгоритмами у школьников, начиная со ступени начального образования.
Однако учебные планы большинства общеобразовательных учреждений не нацелены на формирование алгоритмического мышления, т.к. на изучение предмета Информатика в основной и средней школе отводится 1 час в неделю.
Для удовлетворения потребности детей и родителей в формировании первоначальных навыков программирования и преодоления названного противоречия, была разработана и реализуется в объединении «Школа начинающего программиста» ЦТДМ общеразвивающая образовательная программа «Алгоритм (основы алгоритмизации и программирования)».
В объединение принимаются школьники 10-12 (4-6 классы). Срок реализации программы – 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Содержательной и организационной основой программы и деятельности обучающихся «Школы начинающего программиста» стал web-проект некоммерческой организации CODE.ORG. Он нацелен на обучение основам программирования детей, начиная с младшего школьного возраста, имеет интуитивно понятный интерфейс, использует визуальный блочный принцип программирования. Дети программирую действия исполнителей – персонажей известных мультфильмов и компьютерных игр.
Интерфейс оболочки Code.org
Тематика обучения охватывает линейные и циклические алгоритмы, алгоритмы с условием, события, функции, переменные, параметры, отладка программ, кодирование информации, интернет и цифровая безопасность.
В проект встроена наглядная система фиксации и мониторинга процесса выполнения заданий каждым учеником.
Прогресс обучающихся
Цели и задачи программы реализуются путем организации деятельности учащихся по формированию предусмотренных компетенций (в первую очередь информационной).
Каждый школьник имеет персональное место в компьютерном классе. Обучение ведется на базе компьютерного класса ЦТДМ, оснащенного компьютерами Intel Celeron с предустановленной операционной системой семейства Windows, имеющих доступ к сети Интернет и соответствующее программное обеспечение в виде интернет-браузера.
В течение занятия максимум времени отдается самостоятельной работе детей после предварительного объяснения темы и задания педагогом. Как правило, занятие начинается с теоретической части, в ходе которой происходит актуализация имеющихся знаний, объяснение нового материала и постановка задачи для практической части. При необходимости объяснение сопровождается демонстрацией примеров на компьютере. Продолжительность теоретической части – не более 15-20 минут.
Практические задания обучающиеся выполняют на своей страничке проекта «Code.org». Проект фиксирует процесс выполнения, оставляя соответствующие пометки в своеобразном интерактивном «дневнике». Имеется система помощи, которая делает доступным выполнение заданий детьми с разным уровнем подготовки.
Часть занятий проводится без использования компьютеров. Тогда практическая часть организуется с использованием заготовленных рисунков, бумаги, карандашей, мелких предметов (монет, пуговиц), настольных игр.
В случае затруднения в выполнении задания, по ходу занятия проводится индивидуальная коррекционная работа с обучающимися.
В течение первого года обучения школьники осваивают 2 и 3 курс проекта Code.org. Второй год обучения предусматривает концентрическую систему, при которой уже известные школьникам темы изучаются на углубленном уровне, и добавляется неизвестный ранее материал.
Во второй год обучения дети осваивают четвертый (последний) курс основ программирования Code.org и переходят к программированию на языке Scratch, как к наиболее доступной для детей среде визуального блочного программирования.