Одной из актуальных общественных проблем в России является ситуация детей и подростков из малоимущих и социально - неблагополучных семей. В результате систематического прерывания и повреждения процесса образования ценностей, то есть социальных ориентиров, у детей возникает состояние социальной беспомощности, являющееся основой и главной причиной асоциального, отклоняющегося поведения, трудностей в обучении, приводит к снижению жизненных сил.
В связи со сложной социальной обстановкой в г. Славгороде растет количество малообеспеченных семей, в которых дети предоставлены сами себе в течение дня и вынуждены сами, часто без всяческой поддержки со стороны взрослых, заботиться о своей жизни. Каждый ребенок из такой семьи нуждается в адаптации к социальным изменениям в обществе, в развитии экономической, политической, нравственной культуры, культуры образования, в досуговой сфере - культуры досуга и профессиональной ориентации, как ступеней развития трудоспособной, активной, конкурентоспособной личности.
В малообеспеченной, и как правило социально - неблагополучной семье развивающаяся личность не может получить даже необходимых первоначальных навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания и самообеспечения. Таким образом, существует реальная социальная проблема, которая заключается в противоречии между отсутствием у детей из малоимущих и социально - неблагополучных семей навыков самообслуживания и их жизненной необходимостью.
Для образовательных и социальных учреждений, государственных органов и милиции данная проблема является неразрешимой, а все меры, принимаемые для изменения ситуации, оказываются малоэффективными. Социальный проект клуб «Исток» является оптимальным способом решения выделенной проблемы.
Детский клуб «Исток» посещают дети в свободное от учёбы время, в возрасте от 7 до 18 лет из малообеспеченных, многодетных и социально неблагополучных семей.
В клубе создаются условия для получения дополнительного образования, профессиональной ориентации и творческого развития детей и подростков из неполных и малообеспеченных семей, так как все образовательные услуги предоставляются бесплатно.
Ведущей идеей клуба «Исток» является обучение обучающихся первоначальным навыкам ведения домашнего хозяйства, через вовлечение в разнообразные виды трудовой коллективной деятельности. Реализация данной идеи предполагает вхождение ребенка в процесс самопознания и выявления собственных способностей в сфере домашнего самообслуживания, постоянное развитие ребенка, как субъекта общественной и бытовой деятельности, несет в себе допрофессиональную направленность.
Для наиболее целесообразного взаимодействия с воспитанниками, организации и самоорганизации их жизни, психолого - педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирование деятельности и самовоспитания каждого ребенка педагог руководствуется идеями гуманистической педагогики и психологии, существующими концепциями воспитания в современном обществе: личностный подход, дифференциация обучения и др. Так же, в процессе содействия продуктивному личностному росту ребенка из малообеспеченной или социально - неблагополучной семьи при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром детский клуб «Исток» опирается на социальное воспитание, которое связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка.
Для успешной полноценной работы детского клуба необходимо наличие материально технической базы: светлое просторное помещение оснащённое мебелью и бытовой техникой, всеми необходимыми инструментами и раздаточным материалом. В помещение создан домашний уют.
Опыт деятельности детского клуба свидетельствует, что обучающиеся, воспитывающийся в дисфункциональной семье не всегда самостоятельно могут выйти из сложных жизненных ситуаций с окружающими и часто с самим собой. Ребёнок не имеет той поддержки, понимания и одобрения, которые ищет и ждет.
Социально – педагогическая работа в школе с детьми и подростками из дисфункциональных семей, носит эпизодичный и очень ограниченный характер. Хотя очевидно, что ребенок нуждается в помощи со стороны - специалистов, способных помочь ему разобраться в самом себе и решить вопросы социально - психологического характера.
Таким образом, детский клуб «Исток» является актуальным и призван способствовать решению вышеуказанных проблем.
Обучающиеся регулярно посещают клуб Исток, что свидетельствует о желании детей получить информацию и развиваться в разных направлениях. В клубе создаются условия для выполнения домашнего задания и деятельности по интересам.
У большинства детей по прибытию в детский клуб Исток отсутствовали элементарные навыки гигиены, многие дети не умели ухаживать за собой, своими вещами. И, конечно, все без исключения с ослабленным здоровьем. Дети не умели оценивать поступки. Важно было создать такую обстановку вокруг ребят, в которой бы они чувствовали поддержку педагога, не ощущали страха и одиночества, чувствовали доверие к себе, уважение к своей личности и окружающим. Умели поддержать и заступиться за слабого, научились радоваться чужим успехам.
Психологические особенности воспитанников таковы, что дефицит общения с близкими взрослыми приводит к отставанию мотивационной сферы. Практически отсутствует ролевое и деловое взаимодействие, недостаточно развита произвольная регуляция поведения, низкий уровень адаптации, серьезные отставания в развитии познавательной деятельности навыков ручной умелости. Но, в тоже время, обострена потребность в доброжелательном внимании взрослого, на основе которого возможно формирование более сложных потребностей: в сотрудничестве, сопереживании, признании успешности.
Оригинальность работы педагогов детского клуба Исток: — применение комплексного подхода для достижения цели.
Достоинством клуба Исток является формирование потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи.
Составляющие комплексного подхода: — педагогические, психологические, социальные, культурные, диагностические, адаптационные, коррекционные технологии; — открытость и доступность к сотрудничеству с социумом.
Основной формой работы в клубе по адаптации детей на сегодняшний день являются: экскурсии, поездки, специальные занятия, лекции, деловые игры, тренинги, обеспечивающие получение детьми разностороннего социального опыта, мастер-классы по развитию различных адаптационных компетенций.
Благоприятная социальная адаптация в коллективе сверстников усиливает чувство удовлетворенности и в других сферах жизни. Личность становится полноправным членом общества, приобретая свободу выбора действия, деятельности, социально приемлемых поступков.
Содержание занятий в клубе определяется в соответствии с общими тематическими блоками педагогической деятельности (семьи, с учетом интеграции всех видов деятельности). Особое внимание в работе клуба Исток отводится тому, что в занятиях есть выход с результатами практической деятельности на события жизни (семьи).
Детский клуб «Исток» - это адаптация и социализация личности в коллективе, это общение со сверстниками и с детьми разного возраста, которая делает их такими же как все. Дети полностью «растворяются» в коллективе и получают реабилитацию.
В целом воспитательная работа в детском клубе «Исток» ведётся разносторонняя. Педагогическими удачами и находками можно считать воспитание толерантности, патриотизма, духовного и физического саморазвития.
Н.В. Кривко
( воспитатель, педагог дополнительного образования Славгородского МБОУ ДО «Центра творчества детей и молодёжи»)
|